Как велосипедисту выжить на дороге: 10 уроков езды в городе от профессионального велогонщика

10 заповедей Джеймса Лоусли-Вильямса для рыцарей в лайкровых доспехах и не только.
Как велосипедисту выжить на дороге: 10 уроков езды в городе от профессионального велогонщика
Freepik
Содержание статьи

Преимущества велосипеда в городе

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие жители городов выбирают в качестве повседневного транспорта велосипед. У недорогого, бесшумного, не требующего бензина и особого обслуживания железного коня масса преимуществ перед автомобилем в мегаполисе:

  • Можно ездить не только по дороге, но и по тротуарам и велодорожкам.
  • Парковка бесплатна и повсеместна.
  • Если повезет, могут пустить с велосипедом даже в метро.
  • Велосипед — это эффективный и нескучный кардиотренажер.
  • По пути можно остановиться где угодно, чтобы отдохнуть или полюбоваться достопримечательностями.
  • На велосипед не нужны «права». Хотя ПДД велосипедисту все равно обязательно стоит изучить.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы поездки в городе доставляли вам удовольствие и не принесли неприятностей, следуйте рекомендациям Джеймса Лоусли-Вильямса, профессионального британского велогонщика и постоянного ведущего велосипедных видеоблогов на платформе Global Cycling Network.

Урок1. Проверьте велосипед

Перед любым выездом необходимо тщательно проверить, исправен ли велосипед, в особенности его тормоза. Это особенно касается прокатной техники — неизвестно, кто и как ехал на этом велике до вас и в каком состоянии вернул его в пункт проката. Если планируете ехать в трафике, помимо тормозов, важно убедиться в исправности световых приборов и механизма переключения передач.

Урок 2. Наденьте шлем

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессиональные велогонщики знают о падениях с велосипеда больше, чем кто-либо. Поэтому первое, что вам необходимо приобрести еще до того, как вы купите велосипед, это шлем. Даже просто сидя на велосипеде и не двигаясь, можно упасть и удариться головой (Джо Байден не даст соврать). Помимо этого в городе велосипедиста подстерегает множество опасностей, и практически каждая может отправить вас в эффектную черезрульку: вытяжные поводки собак, бросившихся вам наперерез, открытые крышки канализационых люков, ямы в асфальте, отверстия сливных решеток на дороге, внезапно выскочившие дети и многое другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок 3. Планируйте маршрут заранее

Чем лучше вы знаете дорогу, тем меньше вероятность замешкаться в неподходящий момент и попасть в аварию. Кроме того, вы сможете сэкономить себе время и силы, проложив маршрут по дороге с минимальным количеством подъемов или мест, где велосипедист вынужден спешиваться. Передвигаясь по знакомым спланированным маршрутам, вы также избавите себя от необходимости постоянно проверять путь в навигаторе, особенно на ходу. Глядя в экран смартфона, а не на дорогу, очень легко попасть в аварию. Никогда так не делайте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок 4. Избегайте езды в час пик

Если вы не отчаянный фиксер без тормозов, закаленный уличными гонками типа Red Hook Criterium и «Сквозь», то не стоит выезжать в трафик в часы утренней и вечерней толчеи. Сложность передвижения в пробках сводит на нет преимущества велосипеда и повышает риск аварийных ситуаций. В это время места на дороге становится совсем мало, а вокруг вас повышается градус напряжения и концентрация выхлопных газов.

Урок 5. Используйте велодорожки с умом

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Велодорожка — не повод устраивать спурт как на финише «Тур де Франс». Держите разумную скорость, позволяющую вовремя среагировать на препятствие или помеху, внимательно смотрите перед собой, занимайте правую сторону велодорожки и не создавайте помех другим велосипедистам.

В Москве и многих других городах России из-за отсутствия внятной стратегии интеграции велодорожек в улично-дорожную сеть они бывают проложены кое-как и порой просто опасны. На некоторых столичных улицах машины паркуются вдоль велодорожки, и проезжающего велосипедиста может сбить внезапно открытая дверь автомобиля.

Урок 6. Будьте предсказуемы и решительны

Даже в хаотичном на первый взгляд движении на улицах Дели и Бангкока тысячи мопедов, моторикш, таксистов и прочих участников движения умудряются не создавать ДТП каждую секунду. Секрет на самом деле прост. Аварий удается избегать благодаря тому, что все действуют одинаково и предсказуемо, как косяк рыб или стая птиц. Старайтесь быть «в потоке» и вы. Соблюдайте общие правила движения, не превращайтесь в помеху, не совершайте резких и внезапных маневров, держитесь на виду и ведите себя на дороге решительно, но не вызывающе. Уверенный в себе велосипедист, придерживающийся правил и едущий по предсказуемой траектории, не вызывает негатива и воспринимается автомобилистами как полноправный участник дорожного движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок 7. Подавайте сигналы руками

Cycling Matters

В соответствии с правилами дорожного движения и здравым смыслом велосипедист обязан подавать на дороге сигналы руками о своих маневрах. Правая рука вытянута в сторону (или левая согнута в локте) — поворот или перестроение направо, левая вытянута (или правая согнута в локте) — налево. Рука вытянута вверх — сигнал остановки. Подавая сигнал, убедитесь, что вас видят и пропускают, и лишь после этого выполняйте маневр.

Сегодня помимо катафотов и фонариков в продаже можно найти и стоп-сигналы, и указатели поворота для велосипедов. Но мы бы не советовали на них полагаться — они слишком малозаметны и непривычны для водителей. Жесты руками заметнее и понятнее.

Урок 8. Занимайте правильную позицию на дороге

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень важно, как вы располагаетесь на дороге. Двигаясь по правому краю проезжей части, не стоит близко прижиматься к бордюру. Это даст вам больше пространства для маневра и не позволит угодить колесом в дырку водостока. Кроме того, таким образом обгоняющим вас машинам придется перестраиваться в другой ряд и объезжать вас по более безопасной траектории. Если вы двигаетесь по дороге с «карманами» для остановки общественного транспорта или парковки, не стоит в них заезжать, иначе когда карман закончится, вам будет сложнее встроиться в поток. Не подъезжайте слишком близко к машинам, чтобы у вас оставалось место для экстренной остановки.

Урок 9. Читайте дорогу и просчитывайте ситуацию

Howstuffworks
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Станьте как герой Николаса Кейджа в фильме «Пророк» — старайтесь представить себе, где будете вы и окружающие вас машины, пешеходы, велосипедисты и самокатчики хотя бы через несколько секунд. Учитесь просчитывать дорожную ситуацию и понимать «язык тела» автомобилистов и пешеходов. Полезно всегда устанавливать визуальный контакт с тем или иным объектом, чтобы его внезапное перемещение не стало для вас неожиданностью. Например, поймав взгляд водителя автомобиля в его боковое зеркало, вы поймете, что он собирается повернуть даже без сигнала поворотника. Чем больше километров в трафике вы будете накатывать, тем лучше будете к нему приспосабливаться.

Урок 10. Будьте вежливы

Пропускайте пешеходов на переходах, благодарите водителей за предоставление вам преимущества, уважайте других участников движения и улыбайтесь — ведь велосипед должен быть в первую очередь источником хорошего настроения.